Интеллектуальное развитие ребёнка

  Муниципальное дошкольное 

образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида

 № 17 "Колобок"

Архангельская область, г. Котлас,

улица Кедрова, дом 8,

тел. 8(81837)20503

 

Интеллектуальное развитие ребёнка

 

   

Учитель – дефектолог Тележкина С.Б.

Мышление – это опосредованное отражение мира, опирающееся на впечатления от действительности и дающее человеку возможность в зависимости от полученных знаний, навыков и умений оперировать информацией, строить поведенческие программы. Интеллектуальное развитие детей осуществляется в процессе предметной деятельности и общения, в период освоения опыта общественной жизни.

 

Разные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое – это ступени интеллектуального развития. Самая ранняя форма - наглядно-действенное мышление, которое появляется у ребенка к концу 1-го,  началу 2-го года жизни, до овладения речью в активной форме. Первые действия с предметами обладают рядом особенностей. При достижении результата выявляются признаки предметов и их взаимосвязь с другими предметами; познание выступает здесь как свойство предметного манипулирования. Ребенок видит предметы, созданные человеческими руками, и таким образом вступает в общение с другими людьми. Изначально взрослые являются источником и посредником знакомства детей с предметами и способами их употребления. Выработанный способ употребления предметов является тем первым знанием (обобщением), которое ребенок усваивает под руководством взрослых из общественной жизни.

 

Наглядно-образное мышление появляется в 4-6 лет. Сохраняется связь мышления с действиями, но эта связь уже не является такой прямой и непосредственной, как ранее. Часто не требуется практическое манипулирование с объектом, но во всех случаях нужно четко его воспринимать и наглядно представлять.

 

Интеллектуальное развитие детей претерпевает значительные изменения в школьном возрасте, когда ведущая деятельность детей – учение, направлена на усвоение системы понятий по различным предметам. Изменения выражены в познании свойств предметов, в формировании необходимых операций мышления, появлении мотивов познавательной деятельности. Формирование у младших школьников мыслительных операций связано с определенным материалом, они слабо обобщены; образовавшееся понятие носит точный характер. Дети в этом возрасте отличаются понятийно-конкретным мышлением. Но в дальнейшем у младших школьников на основе практического опыта начинает зарождаться словесно-логическое мышление, то есть мышление в форме абстрактных понятий.

 

В среднем и старшем школьном возрасте детям уже доступны сложные задачи познания окружающего, в процессе решения которых операции мышления обобщаются, формализуются, расширяется диапазон их применения в разных ситуациях. Начинает формироваться система связанных, обобщенных и обратимых операций. Появляется способность к рассуждениям, обоснованию собственных суждений, осознанию и контролю процесса рассуждения, овладению его общими методами, переходу от его развернутых форм к свернутым. Именно в этот период осуществляется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

 

Интеллектуальное развитие детей характеризуется сменой стадий, в которой предыдущая стадия готовит последующую стадию. Возникают новые формы мышления, а старые - сохраняются и развиваются. Итак, наглядно-действенное мышление, характерное для детей дошкольного возраста, у школьников приобретает новый смысл, выражаясь в решении сложных конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление поднимается на более высокий уровень, это проявляется в усвоении школьниками произведений изобразительного искусства, поэзии, музыки.

 

Дата последнего обновления страницы 20.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения