Семинар "Особенности организации работы с родителями детей с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности"

  Муниципальное дошкольное 

образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида

 № 17 "Колобок"

Архангельская область, г. Котлас,

улица Кедрова, дом 8,

тел. 8(81837)20503

 

Семинар "Особенности организации работы с родителями детей с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности"

 

 

В нашем дошкольном учреждении адаптированная основная образовательная программа предназначена для выстраивания коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, которым на основании заключения ТПМПК рекомендована АООП для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждение создано две группы компенсирующей направленности.

 

Одним из направлений деятельности педагогов по реализации АООП для детей с задержкой психического развития является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание родителям консультативной и методической помощи в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР.

 

Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью.

Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагогов дошкольного учреждения. В условиях детского сада, имеющего группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т.к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и их родители.

 

Для построения эффективного взаимодействия с семьями обучающихся, необходимо изучить условия семьи и оценить возможности взаимодействия родителей и педагогов, и,  на этой основе, прогнозировать возможные формы и варианты организации взаимодействия.

Родителей детей с ОВЗ, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы:

Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и оздоровления, коррекции, развития, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа  это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа  это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя — выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Что же значит работать с родителями? Сотрудничесто, включение,участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Для успешного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходима совместная помощь следующих специалистов: учителей-дефектологов,  воспитателей, учителей-логопедов, педагога-психолога, социального педагога и музыкального руководителя.

Но важно помнить, что именно родители являются для ребёнка с ОВЗ экспертами и главными педагогами. От их правильных действий будет зависеть очень многое.  

Более подробно сегодня мы остановимся на формах организации психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком с ЗПР.

В основе сотрудничества педагога с семьей в процессе коррекционного воздействия лежат следующие принципы:

принцип сотрудничества между родителями, педагогами и ребенком;

принцип взаимосвязи диагностики и коррекционно-развивающей работы

принцип учета интересов родителей;

принцип информационного обеспечения;

принцип комплексного подхода к сотрудничеству семьи и ДОУ

Одним из путей повышения педагогической подготовленности родителей мы видим использование разнообразных форм работы с семьей с целью максимального вовлечения родителей в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития и развитие их способностей.

Коллективные формы взаимодействия:

Организацию работы по коллективному взаимодействию с родителями   в нашем дошкольном учреждении мы можем представить в нескольких видах:

1. Групповые родительские собрания

Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости. На собрании проходит обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы; сообщается о формах и содержании работы с детьми в семье; а так же проходит решение текущих организационных вопросов.

Именно родительские собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.

Родительским собраниям педагоги групп уделяют особое внимание, тщательно готовятся к их проведению, анализируют каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.

На первом групповом родительском собрании, когда дети только поступили в группу,  очень важно расположить, сплотить коллектив родителей и педагогов.

2.  «День открытых дверей»

Проводится администрацией и педагогами дошкольного учреждения в сентябре для родителей детей, поступающих в дошкольное учреждение (в том числе и для групп компенсирующей направленности). Задача, которую мы ставим перед собой: знакомство с дошкольным учреждением, направлениями и условиями его работы.

3. «Педагогические гостиные»

Цель проведения гостиных является  установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей.

Вы можете более подробно познакомиться с опытом реализации цикла педагогических гостиных под названием "Цветик-семицветик" на группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Фотоколлаж педагогических гостинных "Цветик-семицветик"

 

 

4. Проведение детских праздников и досугов

Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты дошкольного учреждения с привлечением родителей. Задача, которую они ставят перед собой - поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

Индивидуальные формы работы

Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями и оказать адресную помощь.

1.     Анкетирование и опросы

Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

  • сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

  • определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

  • определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

  • определение оценки родителями работы ДОО.

 

 В начале учебного года перед педагогами группы компенсирующей направленности встаёт задача поближе познакомиться с семьёй каждого ребенка, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, что здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: учителем-дефектологом, воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей. Это:

  • жилищные условия семьи;

  • возраст, образование матери и отца ребёнка;

  • супружеский опыт (в первом, втором браке, разводе и пр.);

  • состав семьи и структура родственных связей;

  • полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);

  • поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребёнком) и др.

 

Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах в развитии, об особенностях воспитания своего ребёнка.

Важным для нас является вопрос, понимают ли они проблемы ребенка, связанные с задержкой развития, готовность родителей к эффективному взаимодействию с ребенком, выявление потребности родителей в педагогических знаниях.

Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а мы все эти вопросы берем на вооружение при планировании работы с родителями.

2.     Беседы и консультации специалистов.

Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задачи:

  • оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

  • оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.

     

Консультации, семинары педагогам группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР,  важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

 

3. Родительский час

Организуется с целью: информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснения способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощи в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка. Родительский час проводится учителями-дефектологами и учителями-логопедами групп один раз в неделю  во второй половине дня с 18 до 19 часов.

4. Составление методических рекомендаций для родителей (законных представителей) на каждого ребенка группы с задержкой психического развития, с разным уровнем сложности. Мы считаем это основной формой взаимодействия учителя-дефектолога с родителями детей.

Более подробно вы можете с ними познакомиться, здесь

5.  Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в присутствии родителей (законных представителей) детей.

С целью создания условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей; наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях два раза в год (в начале и в конце учебного года), учителя-дефектологи групп вывешивают в раздевальных комнатах объявление, с предложением записи родителей на просмотр индивидуального коррекционного занятия. Родители выбирают удобное для них время и день. Тем самым они поднимают свою педагогическую грамотность, обучаются сами приемам работы с детьми. Родители отмечают эту форму работы очень эффективной для них.

 

Формы наглядного информационного обеспечения

 

1. Информационные стенды и тематические выставки

С целью информирования родителей об организации коррекционно-образовательной работы в дошкольном учреждении, о графиках работы администрации и специалистов в раздевальных комнатах размещаются стационарные и передвижные стенды и выставки в удобных для родителей местах.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала нам активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Благодарим», «Это интересно», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Сегодня, наши  родители - это наши партнеры в обучении и воспитании детей.  Чтобы вовлечь их в образовательный процесс, создать доверительные отношения  педагогов с  родителями, повысить уровень педагогической компетентности было принято решение о создании на группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития - календаря «Мы вместе!». 

Более подробно вам об этом вы можете познакомиться здесь

     Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

2.  Выставки детских работ, совместных работ, фотовыставки.

Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы. С целью  ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей и  привлечения и активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

3. Участие в акциях

Администрация и педагогический коллектив детского сада постоянно ищут нестандартные, современные подходы в работе с семьями воспитанников. Мы разрабатываем новое направление такого взаимодействия - тематические акции, как современную интерактивную форму работы с родителями. Очень интересно у нас проходят акции «Птичья столовая», «Мой детский сад» (семейные проекты летнего оформления участков детского сада), «Цветочная фантазия» (по формированию экологической культуры) и другие. Ежегодно, с целью формирования патриотических чувств у детей, воспитания уважения к солдатам, защищающим наши рубежи и ветеранам войны, мы проводим акцию «Спасибо деду за Победу!». К празднованию Дня победы в ДОУ организуется работа мини-музея «Мы помним, мы гордимся!». В его организации активно участвуют дети, родители и сотрудники ДОУ.

 Сегодня родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду!

 

 

Дата последнего обновления страницы 20.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения