АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Такая программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы (ПрАООП) в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. Каждое образовательное учреждение, при написании АООП разрабатывает свою модель коррекционно-развивающей работы участников образовательных отношений, наполняет программу собственным содержанием (описывая формы, способы, методы и средства реализации программы) в зависимости от особенностей комплектования групп и потребностей обучающихся. Однако, проблемой на данный момент является отсутствие современных (структурированных в соответствии с ФГОС ДО) комплексных и парциальных программ для групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Кроме этого, организация самостоятельно наполняет и часть, формируемую участниками образовательных отношений (ФГОС ДО, п.2.9,2.10; ее содержание сквозной нитью проходит через все три раздела Программы). В этом и состоит вариативность содержания АООП разных ДОО. Именно это требует от педагогов групп компенсирующей направленности колоссальной системной работы по структурированию содержательной стороны АООП и постоянного анализа условий ее эффективной реализации.
В рамках деятельности Ресурсного центра по инклюзивному образованию детей с ОВЗ на территории городского округа «Котлас», мы предлагаем провести в 2021 году серию практических семинаров по структурированию АООП в соответствии с требованиями ФГОС ДО, трансляции эффективной коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ЗПР. А на сегодняшнем семинаре представить особенности организации работы с родителями детей с ЗПР в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 «Колобок».
Итак, в нашем дошкольном учреждении АООП предназначена для выстраивания коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, которым на основании заключения ТПМПК рекомендована АООП для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждение создано две группы компенсирующей направленности.
Одним из направлений деятельности педагогов по реализации АООП для детей с задержкой психического развития является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание родителям консультативной и методической помощи в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР.
Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью.
Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагогов дошкольного учреждения. В условиях детского сада, имеющего группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т.к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и их родители.
Для построения эффективного взаимодействия с семьями обучающихся, необходимо изучить условия семьи и оценить возможности взаимодействия родителей и педагогов, и, на этой основе, прогнозировать возможные формы и варианты организации взаимодействия. Родителей детей с ОВЗ, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы:
Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и оздоровления, коррекции, развития, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя — выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Для успешного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходима совместная помощь следующих специалистов: учителей-дефектологов, воспитателей, учителей-логопедов, педагога-психолога, социального педагога и музыкального руководителя.
Но важно помнить, что именно родители являются для ребёнка с ОВЗ экспертами и главными педагогами. От их правильных действий будет зависеть очень многое.
Более подробно сегодня мы остановимся на формах организации психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком с ЗПР.
В основе сотрудничества педагога с семьей в процессе коррекционного воздействия лежат следующие принципы:
-
принцип сотрудничества между родителями, педагогами и ребенком;
-
принцип взаимосвязи диагностики и коррекционно-развивающей работы
-
принцип учета интересов родителей;
-
принцип информационного обеспечения;
-
принцип комплексного подхода к сотрудничеству семьи и ДОУ.
Одним из путей повышения педагогической подготовленности родителей мы видим использование разнообразных форм работы с семьей с целью максимального вовлечения родителей в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития и развитие их способностей.
Коллективные формы взаимодействия:
Организацию работы по коллективному взаимодействию с родителями в нашем дошкольном учреждении мы можем представить в нескольких видах:
1. Групповые родительские собрания.
Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости. На собрании проходит обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы; сообщается о формах и содержании работы с детьми в семье; а так же проходит решение текущих организационных вопросов.
Именно родительские собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.
Родительским собраниям педагоги групп уделяют особое внимание, тщательно готовятся к их проведению, анализируют каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.
На первом групповом родительском собрании, когда дети только поступили в группу, очень важно расположить, сплотить коллектив родителей и педагогов.
2. «День открытых дверей».
Проводится администрацией и педагогами дошкольного учреждения в сентябре для родителей детей, поступающих в дошкольное учреждение (в том числе и для групп компенсирующей направленности). Задача, которую мы ставим перед собой: знакомство с дошкольным учреждением, направлениями и условиями его работы.
3. «Педагогические гостиные», цель проведения гостиных является установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей.
Более подробно с опытом реализации цикла педагогических гостиных под названием "Цветик-семицветик" на группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития нас познакомят педагог-психолог Наталья Валерьевна Чечиль и учитель-дефектолог Ольга Николаевна вы можете познакомиться здесь.
С наиболее актуальными темами педагогических гостиных, которыми заинтересовались родители, вы можете познакомиться здесь.
4. Проведение детских праздников и досугов.
Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты дошкольного учреждения с привлечением родителей. Задача, которую они ставят перед собой - поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
Индивидуальные формы работы
Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями и оказать адресную помощь.
1. Анкетирование и опросы.
Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
-
сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
-
определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
-
определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
-
определение оценки родителями работы ДОО.
В начале учебного года перед педагогами группы компенсирующей направленности встаёт задача поближе познакомиться с семьёй каждого ребенка, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, что здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: учителем-дефектологом, воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей. Это:
-
жилищные условия семьи;
-
возраст, образование матери и отца ребёнка;
-
супружеский опыт (в первом, втором браке, разводе и пр.);
-
состав семьи и структура родственных связей;
-
полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);
-
поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребёнком) и др.
Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах в развитии, об особенностях воспитания своего ребёнка.
Важным для нас является вопрос, понимают ли они проблемы ребенка, связанные с задержкой развития, готовность родителей к эффективному взаимодействию с ребенком, выявление потребности родителей в педагогических знаниях.
Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а мы все эти вопросы берем на вооружение при планировании работы с родителями.
2. Беседы и консультации специалистов.
Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задачи:
-
оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
-
оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.
Консультации, семинары педагогам группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
Содержание педагогической помощи родителям должно быть дифференцировано в зависимости от типа задержки психического развития их ребенка:
- Родителям, имеющим детей с ЗПР конституционального происхождения, нужна информация об особенностях задержки эмоционально-волевой сферы личности, умение адекватно реагировать на проявления различных невротических реакций в поведении детей.
- Для родителей, чьи дети имеют ЗПР соматогенного происхождения, необходимы знания о способах и средствах оздоровления детей, умения выстраивать свободное от режима запретов и ограничений отношение к ребенку, преодолевать его инфантилизм, капризность, апатию и стимулировать проявления активности и оптимизма.
- Родителям, воспитывающим детей с ЗПР психогенного происхождения, важны психолого-педагогические знания о разных способах обеспечения эмоционального благополучия детей в семье, устранении гипер- или гипоопеки и механизмах коррекции собственного поведения; они должны уметь научить детей контролировать свои эмоциональные состояния, расширять их знания об окружающей среде, развивать неустойчиво проявляющиеся самостоятельность, ответственность, инициативу и трудолюбие.
- Для воспитания детей с ЗПР церебрально-органического происхождения родителям требуется знание особенностей нарушений познавательных и эмоционально-волевых процессов детей, способов поддержания и развития своего собственного здоровья; им необходимо овладеть коррекционными приемами проведения занятий, организовывать и контролировать индивидуальные и групповые детские игры, корректировать познавательную деятельность детей.
Объем и содержание педагогической помощи индивидуально дозируется в соответствии с общей культурой родителей, уровнем их готовности к педагогически эффективному взаимодействию с детьми с ЗПР и их индивидуальными затруднениями в организации воспитывающей и развивающей совместной деятельности.
3. Родительский час.
Организуется с целью: информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснения способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощи в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка. Родительский час проводится учителями-дефектологами и учителями-логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня с 18 до 19 часов.
4. Составление методических рекомендаций для родителей (законных представителей) на каждого ребенка группы с задержкой психического развития, с разным уровнем сложности. Мы считаем это основной формой взаимодействия учителя-дефектолога с родителями детей. Более подробно вы можете с ними познакомиться, здесь.
5. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в присутствии родителей (законных представителей) детей.
С целью создания условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей; наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях два раза в год (в начале и в конце учебного года), учителя-дефектологи групп вывешивают в раздевальных комнатах объявление, с предложением записи родителей на просмотр индивидуального коррекционного занятия. Родители выбирают удобное для них время и день. Тем самым они поднимают свою педагогическую грамотность, обучаются сами приемам работы с детьми. Родители отмечают эту форму работы очень эффективной для них.
Формы наглядного информационного обеспечения
1.Информационные стенды и тематические выставки.
С целью информирования родителей об организации коррекционно-образовательной работы в дошкольном учреждении, о графиках работы администрации и специалистов в раздевальных комнатах размещаются стационарные и передвижные стенды и выставки в удобных для родителей местах.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала нам активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Благодарим», «Это интересно», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Сегодня, наши родители - это наши партнеры в обучении и воспитании детей. Чтобы вовлечь их в образовательный процесс, создать доверительные отношения педагогов с родителями, повысить уровень педагогической компетентности было принято решение о создании на группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития - календаря «Мы вместе!». Более подробно вам об этом вы можете познакомиться здесь.
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
2. Выставки детских работ, совместных работ, фотовыставки.
Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы. С целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей и привлечения и активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
3. Участие в акциях
Администрация и педагогический коллектив детского сада постоянно ищут нестандартные, современные подходы в работе с семьями воспитанников. Мы разрабатываем новое направление такого взаимодействия - тематические акции, как современную интерактивную форму работы с родителями. Очень интересно у нас проходят акции «Птичья столовая», «Мой детский сад» (семейные проекты летнего оформления участков детского сада), «Цветочная фантазия» (по формированию экологической культуры) и другие. Ежегодно, с целью формирования патриотических чувств у детей, воспитания уважения к солдатам, защищающим наши рубежи и ветеранам войны, мы проводим акцию «Спасибо деду за Победу!». К празднованию Дня победы в ДОУ организуется работа мини-музея «Мы помним, мы гордимся!». В его организации активно участвуют дети, родители и сотрудники ДОУ.
Новые (внедряемые в ДОУ) формы:
1. Совместные и семейные проекты различной направленности.
Это активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей и детей и создание совместных детско-родительских проектов (несколько проектов в год).
Реализация проекта может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев и состоит из последовательных этапов: ознакомление родителей с целями и задачами проекта, совместная деятельность детей и родителей, презентация проекта. Проект, как правило, включает в себя несколько мероприятий, способствующих его реализации. Семейные проекты проводятся под руководством воспитателя. Педагог помогает определиться с темой проекта, уточнить этапы проекта, сформулировать гипотезу цели и задачи, определить предполагаемый результат.
Семейное проектирование - это когда семья вместе с ребёнком решает значимую для них проблему: участие в конкурсе, выставке, создание семейных гербов, родословной, поездка на экскурсию, создание презентации.
По окончании проекта семьи представляют фотопрезентации, которые размещаются в раздевальных комнатах групп.
2. Опосредованное интернет-общение - создание интернет-пространства групп в VK. Это позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже если ребенок по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут своевременно и быстро получить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.
Таким образом, осуществление взаимодействия и сотрудничества ДОУ с родителями в представленной системе позволило нам создать условия для качественно нового единого социально-образовательного пространства, формирующего целостную картину мира у ребенка с ОВЗ, что позволяет ему на дальнейших этапах развития реализовать собственные возможности наиболее полно и предоставило возможность повысить:
-
имидж ДОУ и педагогов в глазах родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
-
уровень профессиональной личностной и творческой компетентности педагогов ДОУ, собственный авторитет в глазах коллег и родителей.
-
компетентность родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей, добиться более высокого уровня мотивации в сотрудничестве с детским садом.